Оказывается, причины различий в успеваемости среди школьников при стандартизированном школьном образовании больше всего зависят от наследственности.
Исследователь Роберт Пломин из Королевского колледжа в Лондоне и его коллеги проанализировали экзаменационные оценки более 5,5 тысячи пар близнецов, которые в возрасте 16 лет сдавали экзамены по обязательным предметам: английскому, математике и естественным наукам. Условия жизни и учебы у пар подростков были схожими.
В среднем 55% различий в успеваемости ученые отнесли на счет наследственности, а 36% – на счет окружающей среды, включая обстановку дома и в школе. Кроме того, исследователи обнаружили небольшие различия между полами: у мальчиков успеваемость сильнее определялась наследственностью, а на девочек больше влияла окружающая среда. Ученые полагают, что успехи в учебе могут зависеть от тысяч генов, влияние каждого из которых очень мало.
Конечно, наследственность не полностью определяет успеваемость школьника. Однако из-за того, что школа старается дать всем одинаковое образование, генетические различия выходят на первый план. Ученые подчеркивают, что результаты исследований указывают на необходимость индивидуального подхода в образовании.
В своих предыдущих исследованиях, также проведенных на близнецах более раннего возраста (7, 9 и 12 лет), ученые показали, что способности к чтению, письму и счету еще больше – на 68% – зависят от наследственности.
По информации «Учительской газеты» |