Способность руководителя сделать из совещания место для размышлений является,
возможно, самой большой ценностью организации.
Нэнси Клайн
Если вы наберете в любом поисковике в Интернете что-то вроде «Как сделать совещание продуктивным?», вам вывалится огромное количество, наверное, очень неплохих советов. Правила подготовки и проведения совещаний будут состоять из перечисления важных моментов, таких как: — повестка должна быть ясной; — приглашайте только действительно необходимых участников; — обеспечьте четкую структуру совещания; — объявите цели совещания; — подготовьте участников заранее; — сделайте совещание коротким; — записывайте ключевые замечания и решения; — создайте список заданий и назначьте их исполнителей; — делайте выводы и устанавливайте связь с предыдущими и последующими совещаниями. Да, все правильно и логично. Но у меня есть ощущение, что, даже если соблюдать все эти правила, от большинства совещаний может остаться ощущение потерянного времени. Мне кажется, что только в том случае, когда совещание превращается в совместный мозговой штурм; когда обсуждаются не только операциональные вопросы, но и стратегические вещи; когда в процессе совещания рождаются новые интересные идеи, только тогда потраченное время «окупается». По-моему, сейчас необходимо изменить сам подход к совещанию. Люди, которых вы приглашаете на совещание, должны понимать, что их зовут не столько с целью договориться, кто и что делает, а для заинтересованного обсуждения проблем и выработки совместных решений. Это приводит и к значительно более эффективному претворению в жизнь принятых решений. И совсем, наверное, крамольное. Во многих японских компаниях руководство поощряет совместные посиделки сотрудников в баре и даже их оплачивает. В менеджменте сейчас появился даже специальный термин «номмунация» (от японского «ному» — пить и английского «коммуникация» — общение). Номмунация поощряется в самых передовых японских компаниях. Неформальное общение раскрепощает людей. Дружеские встречи часто приводят к практическим результатам — появляются новые продукты или какие-то удачные организационные решения. И польза от этого перевешивает счета за съеденное и выпитое в баре. А может, рискнуть провести совещание не в рабочем кабинете? |