Но мало кто задумывается, что определённое количество директоров и учителей такая ситуация на самом деле устраивает. Получая указания и непрерывно отчитываясь, они снимают с себя реальную ответственность. Им более комфортна ситуация исполнителя. И лояльность, которая нынче в чести, не так просто родилась. Отсутствие какой-либо очереди из школ, которые хотят получить статус автономного учреждения, мне кажется, подтверждает этот тезис. В психологии есть такая метафора под названием «Дилемма дикобразов». Стадо дикобразов в зимний день ложится на землю тесно друг к другу, чтобы, согреваясь взаимным теплом, не замерзнуть. Но из-за малого расстояния между телами дикобразы начинают колоть друг друга своими иглами и через некоторое время, несмотря на холод, отодвигаются. Мне кажется, что школы, несмотря на то, что начальство надоедает, требует постоянно бумаг и «колется», всё равно стремятся быть рядом, так как привыкли «греться» не самостоятельно, а за счёт кого-то (государства, бюджета и т.п.). Позиция большого числа руководителей органов управления образованием по вопросу объёма отчётности школы, по-моему, примерно такова: — тотальность запросов не радует никого, и специалисты муниципального уровня страдают от этого не меньше; — у многих есть чёткое понимание того, что сейчас отчётность — это имитация деятельности; — при этом государство является учредителем, даёт муниципальное задание и деньги на его выполнение и имеет полное право за это спросить.
Главный редактор «Журнал руководителя управления образованием», 2012 год Фишбейн Дмитрий Ефимович
|