«Ничего не понимаю!»
Из мультфильма «Следствие ведут Колобки»
Не знаю, как у вас, но у меня, как руководителя, очень часто бывает, что вроде бы элементарные вещи, которые я хочу донести до подчиненных, понимаются ими совсем не так, как мне хотелось бы. Потом, когда все идет совсем по-другому, возникает ощущение, что они просто не слышали, что я говорил. В 1990 году аспирантка Стэндфордского университета психолог Элизабет Ньютон провела один эксперимент. Она предложила испытуемым выступить в роли «ударников» и «слушателей». Первые должны были выстукивать ритм какой-нибудь очень известной мелодии, которую предстояло узнать слушателям. Перед началом Ньютон попросила ударников оценить вероятность того, что их мелодию угадают. По их прогнозу она составляла 50%. Но на деле из 120 исполненных «стуков» слушателям удалось правильно распознать всего лишь 3 мелодии (доля успеха — 2,5%). Почему? Когда «ударник» выстукивает музыку, она звучит у него в голове, а окружающие слышат лишь какую-то странную «морзянку». Но сами ударники этого не понимают и поэтому удивляются, когда в их исполнении мелодию никто не узнает. Проблема заключается в том, что когда мы что-то знаем, то с большим трудом представляем себе, как другие могут этого не понимать. Описанный эксперимент очень ярко демонстрирует, насколько часто наши подчиненные не понимают того, что мы хотим до них донести. И еще эти результаты показывают, как трудно руководителям принять мысль, что сотрудники так и не поняли, что начальство от них хотело. Извините за тавтологию, но надо понимать, что вас нередко не понимают. Что же с этим делать? КАК справиться с проблемой непонимания : 1. Стараться не только резюмировать, но и описывать вещи, на основе которых сделаны такие выводы. 2. Пробовать говорить обыденным языком. 3. Пытаться найти яркие образы (истории), которые бы помогли донести мысль и остались бы в памяти людей. 4. Настаивать на том, чтобы подчиненные задавали большое количество проясняющих вопросов. |